Удивительное дело, как в предвыборный период любые общественные события становятся востребованными различными экспертами для анализа и выводов, для навешивания различных ярлыков и хулы в адрес участвующих сторон.
Но тема «Прохоров и профсоюзы» возникла ещё до момента прихода Прохорова на партийную работу и именно в контексте социально-трудовых отношений есть резон смотреть на это явление.
То, что нынешний Трудовой Кодекс не отвечает реалиям времени, признают многие. Это порождает множество трудовых конфликтов, а механизм социального партнёрства является формальностью, не отражающей интересов наёмных работников. Процесс защиты интересов наёмных работников настолько забюрократизирован, что делает нереальным функционирование независимого профсоюза или проведение забастовки. Своё недовольство высказывает и бизнес, стремясь либерализовать отношения с работником. Нынешняя редакция Трудового Кодекса написана под единственное профобъединение – ФНПР. На тот период именно это профобъединение представительствовало от имени всех работников и согласовывало проект Кодекса. Естественно, ФНПР воспользовалось такой возможностью, чтобы нейтрализовать всех потенциальных конкурентов на поле представительства наёмных работников.
Но жизнь вносит свои коррективы, и сегодня монополии ФНПР на профсоюзной площадке нет.
Профсоюзам можно конечно «надувать щёки», обозначая важность своей позиции в отношении реформы трудовых отношений, но давайте смотреть правде в глаза, а правда заключается в том, что люди сегодня не верят в способность профсоюзов защитить их интересы. Такое доверие необходимо вернуть, ибо не придумано в мире иных, более эффективных механизмов защиты наёмных работников, нежели профсоюзы.
Чтобы вернуть такое доверие, можно использовать разные способы. Можно топать ногами и вопить, что Прохоров намерен закабалить всех рабочих и те, кто с ним здоровается – приспешники мирового капитализма.
Но можно и допустить, что Прохоров представляет профильный комитет крупнейшего объединения работодателей, которое по определению является контрагентом (социальным партнёром) профсоюзов. Чтобы понять друг друга, надо говорить. Надо обсуждать и договариваться. А законы принимает не Прохоров и даже не РСПП, а Федеральное Собрание в лице депутатов и Президент России. Но без согласованной позиции профсоюзов и бизнеса по основным принципам социально-трудовых отношений все усилия законодателей будут профанацией поисков социального мира.
И не страшно, что не самые многочисленные профсоюзы сегодня становятся инициаторами такого обсуждения. У них меньше апломба или "понтов", как говорят в народе. И это даёт надежду, на то, что конструктивный диалог возможен. А судя по состоянию трудовых отношений в России – так просто необходим.
Генеральный секретарь СПР
Евгений Куликов