«Пастернака не читал, но осуждаю!» - именно подобным стереотипом можно охарактеризовать реакцию некоторых профсоюзных коллег на факт подписания совместного заявления общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей о принципиальных подходах к реформированию трудового законодательства. Даже имея в руках первоисточник, пытаются комментировать не суть заявления, а собственное представление о том, что якобы подразумевали подписанты.
Так и в данном случае, в подписанном соглашении некоторые профсоюзные лидеры увидели признание нами целесообразности 60-часовой рабочей недели и внедрения заемного труда в трудовые отношения.
О том, что это не так, и что интерпретаторы, мягко говоря, лукавят, говорить, смысла нет. Прочитать текст может и должен каждый, кому не безразлична судьба наемных работников в нашей стране, которые, как ни странно, при действующем Трудовом кодексе, принятом с подачи ФНПР, живут с каждым месяцем все хуже и хуже. Права людей труда не защищены должным образом, произвол и бесправие царит в отношениях между работодателем и работником. И это ощущает и испытывает каждый!!!
Теперь по существу. Взаимодействие профсоюзов и работодателей расценивать как «нелепость» можно либо из зависти, что сам не стал участником процесса, либо из-за неприятия принципа переговоров, как способа разрешения разногласий.
Завидовать нечему, впереди сложная и содержательная работа. Если интересно – присоединяйся, если переговоры не приемлешь – заяви открыто. Может быть, на самом деле, есть иной способ взаимодействия работодателя и представителя работника.
Например «эффективное» взаимодействие ФНПР и РСПП в рамках генерального соглашения и Общероссийского народного фронта «смертным грехом» не считается, так почему факт, причём первый за современную историю, диалога независимых профсоюзов с крупнейшим объединением работодателей – нарушает корпоративную этику.
По крайней мере, я, как один из «подписантов» заявления, не пытаюсь заявить «позицию трудящихся всей России» как это делает руководство ФНПР. Говорю только от имени тех, кто доверил мне право, представлять их интересы. И обсуждать необходимость законодательного регулирования острых тем в сфере трудового законодательства, таких как заёмный труд, например я, тоже уполномочен.
Состоявшаяся встреча Президента России с руководителями профсоюзных организаций лишний раз убедила меня в правильности наших намерений. Реалии современных отношений в сфере труда не учитываются в действующем трудовом законодательстве, да и не может быть догмой действующий Трудовой кодекс. А обращаться каждый раз к Президенту с жалобами на намерения работодателей недостойно настоящих профсоюзов. Каковы бы ни были разногласия с бизнесом, его представителями – других у нас нет, необходимо учиться находить цивилизованные способы разрешения таких разногласий. Учиться самим и вынуждать к этому оппонентов, и в результате - становиться партнёрами. Не ради собственного комфорта, ради людей, чьи интересы мы представляем.
Можно, конечно, и не замечать кризис сегодняшней системы социального партнерства. Или кто-то из профсоюзных коллег полагает, что разрешить все проблемы можно в Российской трехсторонней комиссии или на профсоюзном съезде ФНПР?
Все мы всё знаем и понимаем.
Давайте лучше спрячем свой апломб подальше. Пусть уж нашу значимость определят те, кто на это имеет право – наши члены профсоюзов, а сами займёмся делом. Некоторые события и решения могут состояться и без нашего участия, но если есть возможность повлиять на процесс, опираясь на интересы наёмных работников, давайте влиять, а не меряться авторитетами.
Призываю всех коллег из независимых профсоюзов включиться в обсуждение необходимости изменения норм Трудового Кодекса, предметно обсуждать конкретные принципы и новеллы, а не критиковать друг друга по поводу «тайных замыслов и скрытых смыслов». Текст соглашения для подписания прилагается.
Генеральный секретарь СПР
Евгений Куликов