Сегодня борьба с «социальными иждивенцами», иными словами, с серым рынком труда является вынужденной мерой. Социальные публичные обязательства государства вступили в жёсткое противоречие с экономическими возможностями. Надо повысить собираемость налогов, а 38 миллионов наших работоспособных сограждан, по словам вице-премьера Ольги Голодец, неизвестно чем занимаются – не платят налоги, но потребляют социальные услуги, предоставляемые государством.
Профсоюзы однозначно выступают за легальный труд, который оформлен соответствующим договором, зарплата выплачивается вовремя, и уплачиваются взносы в социальные фонды. Мы полностью осознаём, что взносы определяют возможность получения медицинского обслуживания, страховых выплат и размер пенсионного обеспечения членов наших профсоюзов. Здесь мы полностью на стороне чиновников из Роструда.
Но некоторые сомнения нас не покидают. Помимо «белой» зарплаты для нас важно, чтобы была и сама работа, на которой эту зарплату можно получать. Поэтому набор репрессивных мер, предлагаемый здесь чиновниками, несколько напоминает предыдущую инициативу повышения страховых взносов для субъектов малого предпринимательства, следствием чего стало закрытие более полумиллиона юридических лиц в сфере предпринимательства.
Вызывает удивление набор мер воздействия (предоставление дифференцированных социальных услуг, ограничения по услугам ЖКХ, кредитованию и т.п.). Всё это требует существенных ресурсов по администрированию, которые соответствовали бы бюджетным издержкам. Каков будет экономический эффект от этого, пока никто не определил.
Сегодня уже существует чрезвычайно суровый механизм воздействия на предпринимателей за использование нелегального труда. Недавно были внесены изменения в статью 3 Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", дающие более широкую трактовку доходов, полученных преступным путём. Таким образом, средства, полученные предпринимателем в результате нарушения статьи 199.1 Уголовного Кодекса (УК) РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента» и пущенные в хозяйственный оборот или на личные нужды, могут быть использованы для легализации «грязных» доходов. А это уже карается 15 годами лишения свободы.
Необходимы такие правила, при которых бы всем участникам было выгодно осуществлять законную экономическую деятельность: и бизнесменам, и наёмным работникам, и государству. Именно потому что ВЫГОДНО, а не потому что СТРАШНО. Взаимовыгодная совместная деятельность – это всегда результат компромисса, который достигается посредством переговоров. Вновь мы возвращаемся к теме экономической демократии, которую Правительство последовательно подменяет различными симулякрами в выстраивании современной модели хозяйствования и экономических отношений в стране.
Тех, кто нарушает закон необходимо привлекать к ответственности, но и закон должен быть таким, чтобы была возможность жить, не нарушая его. Вот с этой точки зрения Роструд не рассматривает ситуацию на сером рынке труда, а стоило бы.
Генеральный секретарь СПР
Е.А.Куликов