Значительный резонанс вызвала инициатива Правительства России по установлению социальных норм потребления коммунальных услуг в стране. Смысл простой: властью будет определён некий норматив потребляемых услуг (электроэнергии, воды, газа, тепла). Этот норматив будет оплачиваться потребителем по «социальной» цене, превышение – по «экономически обоснованному» тарифу.
В этом году, в рамках пилотного проекта, такой принцип будет реализован по оплате электроэнергии в нескольких регионах. Более того, в Нижегородской и Владимирской областях такой подход уже не эксперимент, а норма жизни.
Сам по себе такой принцип оплаты коммунальных услуг не вызывает возражения. Это некий «налог на роскошь», который постоянно пропагандируют оппозиционные партии. Кто больше потребляет, тот и больше платит.
Только роскошью в предлагаемом варианте становится всё, что свыше 100 ваттной лампочки, остальное в предлагаемый 70кВт-ный норматив не укладывается. Поэтому, прежде чем покупать утюги, пылесосы, холодильники и т.п. нужно хорошенько подумать – а потянет ли ваш бюджет эксплуатацию такой «роскоши»? Утрирую, конечно, но за такой инициативой Правительства вновь просматривается банальное желание государственных менеджеров решить проблему чахнущей отечественной экономики за счёт населения.
Совсем недавно нас хотели порадовать «заморозкой» тарифов на услуги естественных монополий, но подумали и решили – населения это не касается, то есть тарифы нам повысят. Там, где ограничили доходы монополистов принципом «инфляция минус 30%», компенсируют «социальным потреблением», а чтобы совсем комфортно экономике было, Минфин предложил «заморозить» зарплаты госслужащим, военнослужащим, судьям и прокурорам. Полагаю, что если инициатива Минфина будет поддержана, то такой почин непременно поддержат и региональные власти, да и бизнес отставать не захочет.
Для спасения Родины можно и «пояса затянуть», вот только не ассоциируется у нас Родина с доморощенными олигархами и рентным бизнесом, который процветает независимо от состояния экономики, так как в ренте у олигархии находимся все мы.
Последние годы для граждан России ознаменовались обременяющими инициативами со стороны власть имущих. Постоянно растущие, с превышением уровня инфляции, тарифы от монополистов; прогрессирующий рост размеров штрафов для автовладельцев; расширяющаяся налогооблагаемая база для физлиц; введение новых обязательных платежей, например на капремонт жилья, замену счётчиков потребления услуг и т.п.; расширение платного сервиса в образовании и медицине. Этот перечень обременений можно продолжать.
Всё бы ничего, если бы все эти ресурсы шли на развитие и процветание родной страны, но мы оплачиваем меркантильные потребности новоявленных нуворишей и компрадоров. Тотальное воровство национальных ресурсов у нас стало называться бизнесом, воруют не только с прибыли, воруют даже с убытков. Честный бизнес – это проявление мужества и самоотверженной выдержки, поэтому он не очень распространён. Основной бизнес у нас – это освоение бюджетных денег, значительная доля которых – это откатные издержки.
Когда власти заявляли о приоритетах инвестиций в человеческий капитал, как-то всё иначе представлялось. Теперь же это напоминает самоедство – чтобы накормить человека, ему надо отрезать ногу, чтобы было что есть.
На этом фоне уже как-то неудобно поднимать вопросы о необходимости повышения оплаты труда работникам.
Российское законодательство содержит в себе нормы разрешения социально-трудовых противоречий. На бумаге всё выглядит логично и обнадеживающе. На деле, в России напрочь отсутствует механизм согласования решений власти, определяющих уровень жизни населения с самим населением. Лукавая социология вместо объективной статистики, избирательные технологии вместо выборов, пропаганда вместо информации делают из гражданского общества недееспособную среду, лишённую рефлексов самосохранения.
Официальные профсоюзы, как институт посредничества в гармонизации интересов работников с возможностями бизнеса и власти в таких условиях утрачивает свою актуальность для людей. Люди ищут опору и защиту в наиболее радикальных профсоюзах, либо их протестные настроения обретают политические мотивы, а поведение всё в большей степени маргинализуется.
Из сказанного следует только один вывод, что введение социальных нормативов потребления коммунальных услуг никак не может отвечать интересам граждан, так как логика принятия такого решения никак не связана с основной миссией социального государства. По крайней мере, такого обоснования от стороны принимающей решения не прозвучало.
Генеральный секретарь СПР
Евгений Куликов