- все наши деньги исчезли?
- нет, они сменили хозяина.
Калейдоскоп событий в стране и мире не представляет возможности назвать актуальным то или иное явление. Вот и «банковский кризис» оказался в тени Майдана и помилования Михаила Ходорковского.
Тем не менее, полагаю возможным вернуться к денежному вопросу.
Общеизвестно, что профсоюзы созданы, чтобы защищать права и интересы работников. Между работниками и работодателем существуют трудовые отношения, а любой труд должен быть оплачен. Для оплаты, пока ещё не придумали ничего нового, используются деньги. Они являются основой банковской системы, которая, при малейшем сбое, отражается на всех слоях общества. На предприятиях, лишённых оборотных средств, всё это скажется на зарплатных обязательствах перед их работниками и на перспективах в предоставлении рабочего места как такового новым работникам. Не говоря ещё о том, что непосредственно только в сфере одного отдельно взятого Мастер банка во всех филиалах нашей страны, а также остальных тридцати банков из списка лишённых лицензии, без работы оказались тысячи сотрудников. В интернете на форумах бывшие сотрудники банка, в одночасье оставшись без работы и зарплаты, взывают о помощи. Никто конкретно ничего не объясняет, люди пытаются получить ответы на свои вопросы у интернет сообщества.
Закрытие банков, осуществляющих незаконные операции, оздоровление банковского сектора, безусловно, явление положительное. Это прямая обязанность Центробанка и государства. В своё время народ пережил ликвидацию и других финансовых институтов, таких как МММ, «Русский Дом Селенга», «Властелина» и т.п. Переживаем подобное и в рамках пенсионной реформы. Процесс санации финансовой системы государства посредством донорского переливания денег от граждан в государственную машину. Мы привыкли.
Государство обещает в ближайшей перспективе по максимуму сократить хождение наличных денег в стране, обязав всех граждан оформить банковские карты, чтобы «умники» не смогли увернуться от процедуры санации в случае необходимости.
Могло ли государство иным образом разрешить проблему? Могло. Например, провести процедуру национализации банков. Понятно, что деньги не исчезают, их трафик проследить возможно. Но нужно ли? У нас такое количество контролирующих, надзорных органов, что скрыть ничего невозможно, даже подробности интимной жизни не самых видных политиков. Что уж говорить про финансовые потоки, исчисляемые миллиардами рублей. В случае национализации у государства возникла бы мотивация вернуть награбленное.
Интересно узнать, кто из банковских функционеров будет привлечён к уголовной ответственности за создание противозаконных схем оборота денег. Кто из государственных должностных лиц понесёт ответственность за халатность, проявленную в процессе надзора? Судя по информации из СМИ, незаконные операции осуществлялись не один год.
В противостоянии государства и потерпевших вкладчиков общественность на стороне государства. Ведь те вкладчики, у кого вклад менее 700 тысяч рублей получат деньги назад, у кого более – те «буржуи» и сочувствия не заслуживают.
Таким образом, к «буржуям» можно отнести всех, попытавшихся честно накопить на покупку машины, квартиры, на будущую старость, на будущее своих детей. В категорию «буржуи» попал и благотворительный фонд «Справедливая помощь», и многочисленные организации и предприятия.
Своего рода игра в «кошки – мышки» утомляет, нам всем хочется стабильности, предсказуемого и понятного поведения по отношению к себе. Хочется честности и справедливости. Мы работаем и платим налоги, государство – собирает налоги и гарантирует безопасность и законность. Что ещё нужно? Нужно, чтобы власть была в состоянии обеспечить осуществление таких правил… Будучи законопослушными гражданами, хочется, чтобы государство о нас беспокоилось и защищало. Чтобы не было деления на правых и неправых. Хочется той справедливой силы, на которую можно опереться и просто жить, а не оглядываться постоянно – как бы не обманули… Хочется, чтобы законы работали так, как положено в сильном правовом государстве.
И всего-то. Не так уж и много нам хочется.
Генеральный секретарь СПР
Евгений Куликов