В связи с подготовкой к рассмотрению в Государственной Думе инициативы депутатов фракции ЛДПР, в которой предлагается установить почасовую систему оплаты труда и определить минимально допустимый почасовой уровень оплаты труда в размере 100 руб. в час, общественность пребывает в активной дискуссии.
Тема не нова. Депутаты её озвучили в декабре ушедшего года, а партия «Справедливая Россия» шла с этим предложением на выборы в 2011 году.
По существу вопроса, наше объединение всегда данную идею поддерживало.
Проблема действительно существует и заключается она в том, что работодатели часто понуждают сотрудников к переработке, выплачивая стандартную месячную зарплату.
Сравнительная статистика почасовой оплаты труда в разных странах демонстрирует, что Россия является в этом вопросе одним из аутсайдеров среди цивилизованных стран.
Самая низкая стоимость часа работы в России равна 97 центам США. У лидера рейтинга — Австралии — работник получает не менее 16,88 доллара США в час. Во Франции — 12,09 доллара в час. В Новой Зеландии — 11,18 доллара в час. В Японии минимальная стоимость рабочего часа равна 8,17 доллара, в США, чья экономика является крупнейшей в мире — 7,25 доллара, а в Гонконге — 3,87 доллара.
Среди стран БРИК самый высокий минимальный размер оплаты труда у Бразилии — 1,98 доллара США за час. В Китае работник получает не менее 80 центов, в Индии — 28 центов.
Нам представляется, что в данных условиях МРОТ никак не отразится на уровне жизни россиянина, будь он годовой, месячный, часовой или секундный. Вопрос в другом, труд в России оплачивается по цене ниже «себестоимости». И дело вовсе не в низкой производительности труда, а в экономическом неравенстве при распределении доходов.
Естественное желание обогащения работодателя должно побуждать его к снижению непрофильных издержек, повышению эффективности в производстве, энергосбережении, ресурсосбережении, использованию инновационных технологий и т.п. Отечественный работодатель решает проблему удовлетворения корыстных желаний через минимизацию заработной платы, снижение безопасности труда, отказа от иных социальных человекосберегающих расходов.
Поэтому вопрос о минимальной почасовой оплате или повышении МРОТ не является концептуальным.
Необходима представительная дискуссия по вопросу баланса издержек, цен, зарплат и прибыли в отечественной экономике. Очевидно, что трёхсторонняя комиссия не способна к инициации такой дискуссии, она требует более широкого представительства. Идея сбалансированной экономики не учитывается и никак не обсуждается нынешними членами Правительства, очевидность этого прослеживается в выступлениях участников Гайдаровского форума, где присутствовали члены Правительства.
Пожалуй, только Евгений Примаков своей позицией, высказанной на заседании «Меркурий-клуба», пытается противостоять тенденциям, присутствующим в государственном экономическом менеджменте.
Нынешнее распределение доходов и нынешняя налоговая концепция не позволяет сохранить экономику страны, развивать народ и его производительные силы.
Таким образом, дискуссия на тему минимальной почасовой оплаты труда сама по себе является бессмысленной.
Генеральный секретарь СПР
Евгений Куликов