Полагаю справедливым, когда все граждане равны в правах и обязанностях, в т.ч. в обязанности уплачивать налог с дохода. Именно с дохода, а не с оборота. При рассмотрении подобных инициатив главное удержаться от крайностей в суждениях. С одной стороны, кажется несправедливым платить ещё и налог государству с суммы, которую получает от соседей пенсионерка за то, что она по рабочим дням нянчится с их маленьким ребёнком. С другой стороны, почему нянечка в яслях со своих доходов должна платить налог, а соседка-пенсионерка за выполнение той же трудовой функции нет? На услуги от государства они же рассчитывают в равной степени.
Существующие правовые нормы содержат уголовную ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность и за неуплату налогов, т.ч. так называемые «самозанятые» в этом смысле осуществляют по сути незаконную деятельность.
Но в чём заключаются вероятные негативные последствия принятия такой нормы?
Новой нормой могут воспользоваться индивидуальные предприниматели, часть людей, осуществляющих трудовую деятельность по гражданско-правовым договорам, что приведёт к выпадению доходов в местных и региональных бюджетах. Это, в том числе, негативно скажется на правовой защищённости некоторых наёмных работников, которым ушлые работодатели, в целях налоговой оптимизации предложат перевестись в разряд самозанятых.
Нет гарантии, что у государства не возникнет искушения в последующем, когда самозанятые легализуются, поднять налог. Такое предположение следует из логики фискальной политики последнего периода. Посмотрите: увеличение пошлин на госуслуги, повышение пенсионного возраста, повышение НДС, идея введения налога на доходы от личного подсобного хозяйства, идея введения налога на сбор даров природы (ягоды, лекарственные травы, ловля рыбы и т.п.). Вероятность того, что, положив палец в рот, государство отхватит тебе руку по локоть, очень высока.
Негативный социально-политический фон, на котором эта инициатива возникла. То, что в стране нарастает социально-экономический кризис не замечает только Правительство и Государственная Дума. Люди не верят бюрократическому аппарату, который олицетворяет государство. Вопрос наполнения бюджета, формирование инвестиционных государственных ресурсов переадресован к гражданам. Это граждане должны затянуть пояса ради эфемерного технологического прорыва, ради экономического рывка. При этом чудовищная дифференциация в доходах никак не стимулирует правительство к введению справедливой налоговой политики. Лукавство есть и в том, что не состоявшиеся пенсионеры, люди предпенсионного возраста, при наличии случайных заработков скрасят негативный прогноз о неспособности рынка труда переварить дополнительные трудовые ресурсы. Государство не только лишило их пенсии на пятилетний срок, но и намерено собрать мзду с их нищенских доходов. Почему бы не освободить от налогов все доходы граждан, составляющие менее 20 тысяч рублей в месяц, почему бы не ввести прогрессивную шкалу НДФЛ и отменить регрессивную шкалу пенсионных взносов. Почему бы не внедрить реальные механизмы ответственности Правительства за результаты социально-экономического развития страны. Поэтому идея налога на самозанятых и воспринимается в обществе, как очередная попытка правительства залезть в карманы граждан и не более того.
Вот сама идея о 4 и 6 процентах, как движение к прогрессивной шкале налогообложения, интересна. Стоит продолжить движение в этом направлении и ввести повышенные ставки налогов для лиц, получающих более 500 тысяч рублей в месяц.
Защитить права самозанятых смогут их профсоюзы, которые будут выполнять двуединую задачу: защиту прав и представление интересов самозанятых, а так же гаранта качества их работы для потенциальных клиентов.
В отличие от традиционных профсоюзов структуры ФНПР, профсоюзы СПР предусматривают возможность создания и алгоритмы деятельности профсоюзов работников, не имеющих работодателя, действующих без формирования первичных профорганизаций, перенося центр деятельности профсоюза на его территориальные (городские, районные) организации
Генеральный секретарь СПР,
Евгений Куликов